Альтернаторы и генераторы электрической энергии комплектуются различными силовыми установками, самыми популярными из которых являются бензиновые двигатели внутреннего сгорания. В данной статье именно такие силовые установки и будут рассмотрены и вы узнаете, как сделать правильный выбор генератора для дома и дачи.
Бензиновый генератор – двух и четырехтактные модели
Устройство двухтактных двигателей намного проще, чем четырехтактных, так как в их конструкции нет смазочной и газораспределительной системы. Производство двухтактных двигателей обходится довольно недорого, и поэтому на рынке данные двигатели имеют достаточно низкую цену. Благодаря малому количеству тактов обеспечивается высокая динамика разгона.
Но в то же время их конструкционная простота является причиной некоторых отрицательных характеристик. К примеру, заправлять двухтактный двигатель необходимо специальной смесью из бензина и масла в определенной пропорции. Каждый раз перед заправкой рассчитывать соотношения топливной смеси понравится далеко не каждому. К тому же, при сжигании такой смеси, образуется высокотоксичный выхлоп, благодаря которому все двухтактные двигатели обладают крайне низкими экологическими характеристиками, даже не смотря на то, что комплектуются на заводе специальными фильтрами.
Двухтактному двигателю необходимо проводить продувку камеры сгорания во время работы, так как у него отсутствуют клапаны, которые должны распределять топливно-воздушную смесь. После каждого оборота двигателя из него удаляется газовая отработка, причем это сопровождается выбросом части смеси горючего, из-за чего в ходе работы появляется повышенный расход топлива. Еще одним минусом двухтактного двигателя является довольно значительный шум при работе.
Может показаться, что двухтактный двигатель должен обладать большей мощностью по сравнению с четырехтактным, судя по рабочему объему. Но фактически двухтактные двигатели имеют на 50% меньшую мощность из-за того, что обладает малоэффективной системой продувки.
Если владелец генератора, укомплектованного двухтактным двигателем, может закрыть глаза на необходимость постоянного расчета топливной смеси, ядовитый выхлоп и ощутимый перерасход топлива, то данный недостаток заставит его серьезно задуматься – двухтактные двигатели имеют вдвое меньший рабочий ресурс, чем четырехтактные.
Достоинства четырехтактных двигателей вытекают из недостатков двухтактных. Наличие системы смазки позволяет вводить в систему масло один раз и работать на нем без потерь, пока не подойдет срок его замены. В бак владельцу нужно заливать только бензин, не смешивая его предварительно с маслом. Благодаря этому четырехтактные двигатели обходятся гораздо дешевле в эксплуатации, чем двухтактные.
Также четырехтактные двигатели при работе на холостых и низких оборотах работаю более стабильно, а их выхлопные газы, которые образуются при сжигании бензина, намного менее токсичные, чем при сгорании бензина с маслом. Благодаря этому экологии наносится меньше урона. Ресурс четырехтактных двигателей составляет примерно 2000-2500 часов работы.
Из недостатков таких двигателей можно выделить низкую динамику разгона, большие габариты и вес, а также высокую цену.
Одним из важнейших достоинств генераторов для дома и дачи, которые работают на бензине, является их легкий запуск в холодную погоду при температуре до -20 градусов.
Топливо для бензиновых генераторов
В паспорте любого генератора приведены точные характеристики масла и топлива, которое необходимо применять. В современные модели генераторов, работающих на бензине, чаще всего заливают неэтилированный бензин марки А-92. При этом в бензине не должно быть никаких взвесей, и он должен быть прозрачным. Не нужно использовать этилированное топливо, а также бензин, октановое число которого было завышено с помощью метанола. Для нормальной работы генератора бензин марки А-95 не подходит, нужна только марка А-92.
У генератора, который имеет мощность 5кВт, расход топлива составляет примерно 1,8 литра в час, то есть при объеме бака 10 литров, генератор сможет работать около пяти с половиной часов без перерыва.
Дизельные генераторы
Далее речь пойдет об электростанции, которая состоит из дизельного двигателя, генератора, автоматики, приборов управления, топливного бака, а также системы, которая распределяет произведенную электроэнергию. Все это размещается на общей раме.
Дизельные электростанции могут отличаться конструктивным исполнением, то есть находиться в кожухе, который снижает шумы, или без него. По характеристикам дизельные электростанции отличаются по частоте тока и по его напряжению, мощности и самому току (трехфазный переменный или постоянный).
Модели, имеющие воздушное охлаждение, имеют максимальную мощность 6 кВт. Данные модели обладают такими эксплуатационными характеристиками, которые сближают их с генераторами, работающими на бензине – наличие ограничений по времени непрерывной работы (около 8 часов), небольшие размеры и вес. Дизельный генератор с воздушным охлаждением обладает моторесурсом примерно 3500-4000 часов, а это примерно на 70% больше, чем у бензинового генератора. Такой генератор очень привередлив к качеству дизельного топлива, стоит дороже бензиновых аналогов и работает очень шумно.
Есть также генераторы с жидкостной системой охлаждения, в которой используется масло или вода. Охлаждаемые таким способом дизельные электростанции, превосходят по некоторым характеристикам все остальные типы генераторов.
К их достоинствам относится:
- при наличии достаточного количества топлива, способны работать бесперебойно круглый год;
- в зависимости от модели мощность варьируется от 5 кВт до одного мегаватта;
- моторесурс составляет в среднем до 10000 часов;
- возможно наличие звукоизоляционного кожуха.
У дизельных генераторов есть одно общее преимущество – при разливе дизельного топлива не возникает огнеопасных паров, так как солярка очень плохо испаряется в воздухе.
К недостаткам можно отнести:
- довольно высокая цена. Дизель-генераторы, имеющие жидкостное охлаждение, стоят в три-четыре раза больше, чем бензиновые аналоги;
- для непрерывной работы генератора необходимо, чтобы потреблялось не меньше 30% его мощности, в противном случае возможно его переохлаждение;
- легко запустить дизельный генератор можно только при температуре не ниже -5°С, а при более низких температурах запустить его без прогрева не получится;
- если у генератора будет отсутствовать защитный кожух, то его работа будет сопровождаться очень громким шумом;
- довольно значительный вес и размеры.
Дизельные генераторы, которые имеют жидкостную систему охлаждения, чаще всего работают в двух режимах – 3000 об/мин и 1500 об/мин. Двигатели, имеющие ротор, работают при 3000 об/мин и являются более шумными. Также они имеют более низкий моторесурс, чем двигатели, работающие на более низких оборотах (примерно 5000-6000 часов) и не могут работать круглые сутки, поэтому их используют только в качестве резервных.
Дизельный генератор мощностью 5 кВт расходует примерно 1,8 литра топлива в час, значит бака, объемом 5,5 литров, хватит всего на три часа работы.
Газовые генераторы для дома и дачи
Электростанции, которые работают на сжиженном газе, приводятся в действие с помощью поршневого ДВС, который действует по циклу Отто. Бензиновые двигатели, которые описывались выше, тоже работают по такому же циклу. Энергия, которая образуется во время сжигания топлива, вращает вал, который в свою очередь соединен с альтернатором, а результатом данной работы является выработка электрического тока.
Газовые генераторы имеют схожий с бензиновыми электростанциями вес, а тип системы охлаждения у них такой же, как и у дизельных генераторов подобной мощности. В зависимости от модели, газовые генераторы, имеющие мощность более 6 кВт, могут работать не только на газообразном топливе (бутан, пропан, метан), но и на солярке или бензине.
Преимущества газовых генераторов:
- меньший расход топлива, чем у генераторов, работающих на жидком топливе. Метан, пропан и бутан имеют октановое число, превышающее 100, поэтому у них выше детонационная стойкость, что позволяет использовать более высокую степень сжатия;
- цены на газовые генераторы схожи с ценами на дизельные электростанции, имеющими такую же мощность;
- мощностной диапазон от 0,8 кВт до 9 мВт;
- на место силовой установки может быть установлен как дизельный мотор, так и поршневой ДВС;
- самое дешевое топливо и, соответственно, меньшая стоимость киловаттов, которые вырабатывает генератор;
- в качестве топлива может использоваться биогаз;
- данные генераторы обладают на 30% большим моторесурсом, чем бензиновые и дизельные аналоги. Газообразное топливо сгорает почти без остатка, благодаря чему степень износа цилиндров и поршней двигателя минимальна. Моторное масло сгорает вместе с газом и оставляет продукты горения после себя;
- образующийся выхлоп содержит в два раза меньше углеводородов, чем у дизельных или бензиновых двигателей.
Есть еще достоинства, которые газовым генераторам приписывают торговые сети. К таким достоинствам можно отнести превосходство по моточасам в разы, низкие эксплуатационные расходы, полная экологическая безопасность, почти полная бесшумность и отсутствие вибраций. Но данные утверждения или справедливы отчасти, или вовсе неверны, или же их можно применить лишь к газотурбинным генераторам. Например, уровень шума зависит чаще всего от числа оборотов в минуту и имеющегося типа охлаждения.
Недостатки генераторов на газу:
- необходимо принимать дополнительные меры для предотвращения утечки горючих газов, так как они пожароопасны и ядовиты;
- кроме покупки самого газового электрогенератора, необходимо еще приобрести редукторы и баллоны под газ, а их стоимость часто может оказаться сравнимой со стоимостью самого генератора;
- через каждые 100 часов работы, требуется полная замена масла, так как в процессе работы в двигателе вместе с газом выгорает и масло;
- при отрицательных температурах сжиженный газ испаряется очень плохо, поэтому зимой электрогенератор должен содержаться в теплом помещении;
- существует возможность подключить газовую электростанцию к газовой магистрали, но реализовать это практически невозможно;
- все генераторы, которые имеют жидкостное и воздушное охлаждение, могут использоваться только в качестве резервного электроснабжения, так как первые могут бесперебойно работать около 30 часов, а вторые и вовсе только 6 часов.
Газовые генераторы мощностью 5 кВт имеют расход газа равный 1,5 кг за один час при работе с нагрузкой 75%. Газовые 50-литровые баллоны содержат в себе 21 кг газа, этого хватит для работы генератора в течение 14 часов.
Производители генераторов и цены на генераторы
На территории России выпуск газовых, дизельных и бензиновых генераторов налажен по двум схемам: сборка из импортных комплектующих на территории РФ и сборка в Китае с последующей реализацией в России под собственным брендом. Произведенными по первой схеме являются генераторы «Вепрь», а по второй – продукты марок Prolab и «Сварог».
Среди продукции компании «Вепрь и Ко» можно найти модели, которые оснащены газовыми, дизельными и бензиновыми двигателями, имеющими мощность от 1,5 до 320 кВт. Цены на генераторы «Вепрь» варьируются от 440 евро (однофазный бензиновый генератор мощностью 1,5 кВт) до 75 тысяч евро (трехфазный дизельный генератор мощностью 380 кВт). В составе генераторов чаще всего используются двигатели фирм Lombardini, Yanmar и Honda.
Генераторы компании Prolab имеют мощность от 0,65 до 9 кВт и ценовой диапазон от 4 до 83 тысяч рублей, а генераторы «Сварог» имеют мощность от 2 до 16 кВт и ценовой диапазон от 12 до 340 тысяч рублей. Компания, которая устанавливает двигатели на генераторы, собранные в Китае, неизвестна.
Среди японских марок генераторов самыми известными являются Hitachi, Honda и Yamaha. На генераторы, которые производятся под этими брендами, нужно обратить особое внимание. Без сомнений они являются лучшими генераторами из всех, представленных на российском рынке, как по экономии топлива, так и по производительности и наработке на отказ. Но главным их недостатком является очень высокая цена – генератор мощностью 5 кВт стоит примерно 84 тысячи рублей.
Существует также множество китайских производителей генераторов, среди которых выделяются Green field и Kipor, которые зарекомендовали себя среди владельцев российской недвижимости. Цены на генераторы данных марок стратуют с 12,5 тысяч рублей за генератор мощностью 2 кВт, а сами производители говорят о «технологии Honda». Но многие понимают, что технология Honda и продукция Honda это две большие разницы.
Кроме описанных выше марок в России можно найти продукцию американского и европейского производства – Generac, SDMO, Geko, Hammer, Gesan и FG Wilson. Средняя стоимость таких генераторов составляет примерно 55 тысяч рублей за генератор мощностью 5 кВт.